Эта статья является ответом на частозадаваемый вопрос: почему невозможно задушить частные маленькие мебельные фирмы? Своим мнением по данному вопросу поделился Сергей Тимохин — дизайнер-конструктор корпусной мебели со стажем более 8 лет.

- Сергей, чем небольшая мастерская мебели лучше небольшого мебельного производства?

- Андрюха, да практически всем!

Имея некоторый опыт, а именно, проработав в качестве дизайнера на разных мебельных производствах г. Брянска восемь лет, могу об этом заявить с полной уверенностью. Рассмотрим реальные причины, по которым я склонен так думать.

Первая причина — финансовая.

В штат сотрудников небольшого производства входят: директор, бухгалтер, дизайнер, снабженец-кладовщик (в одном лице), начальник производства, технолог, водитель-экспедитор, ну и одна либо несколько бригад сборщиков (бригада минимум 4 человека). В итоге имеем коллектив от 8 до 20 человек.

Ну а теперь банальная математика. В среднем оборот небольшого производства, размеры которого вы видите на картинке составляет 800 тыс. рублей ежемесячно.

Учитывая, что коэффициент накрутки при расчете изделия 2,2 — имеем условную прибыль 420 000 рублей в месяц.

Львиная доля уйдет на оплату: аренды помещения цеха и салона-заказов.

В cумме это будет стоить примерно 100 т.р. в месяц, учитывая расходы на свет и отопление:

- на налоги придется потратить 30-50 т.р.
- ГСМ, амортизацию своего автомобиля «Газель» (который просто необходим такому производству), амортизация оборудования цеха, это еще примерно 20 т.р.
- на развитие производства и взятого в кредит оборудования около 50 т.р. в мес на погашение процентов.
- на рекламу в СМИ примерно 10 т.р. в месяц.

В итоге прибыли останется около 210 тысяч рублей.

Теперь попробуйте разделить эту сумму на 8-10 человек включая Босса, аппетиты которого зависят от его порядочности. Получается не густо.

Как всегда, организатор конечно будет иметь ЗП примерно 100 тысяч, а коллектив поделит остатки. Имея ЗП в 12-13 тысяч, большой отдачи от мастеров ждать не приходится!

Вторая причина, почему небольшая мастерская лучше большого производства это постоянная «головная боль» у владельца мебельной фирмы.

Имея такое количество народа с разными характерами и взглядами на жизнь, процесс объединения этого коллектива может затянуться на несколько лет (при условии большой текучки кадров он бесконечен). В связи с этим, на разных этапах производственного процесса возникают форс-мажорные отношения. Например, в наше время очень много людей воспринимают свою работу как способ обеспечить своё благополучие любым способом. «Чем больше и быстрее я сделаю, тем больше и быстрее я получу». Это не плохо, но не для такого вида деятельности, как изготовление мебели на заказ.

Объясню почему. Прежде всего с увеличением скорости выполнения работы резко ухудшается качество изделия, поэтому выходит либо быстро и с дефектами, либо медленнее, но более качественно. Настоящие специалисты, умеющие совмещать скорость и качество ценятся на вес золота, но такие специалисты чаще всего имеют свои мастерские (поговорим об этом позже). Фурнитура на большом производстве, опять же в целях экономии, используется не лучшего качества, что в дальнейшем сказывается на эксплуатации и качестве изделия.

Ну и возвращусь к коллективу. В большинстве случаев, имея большое желание заработать любым способом, многие, не имея для этого необходимых навыков и знаний, банально попадают не на свое место. К примеру, девушка, закончившая техникум по специальности «дизайнер одежды», имеющая хороший художественный вкус, вполне может попасть дизайнером в мебельный цех, а человек закончивший ПТУ по специальности каменщик, попадет должность установщика.

В итоге мы имеем лицо фирмы:

— Непродуманная конструкция мебели от дизайнера, с явными ляпами и просчетами.
Такая мебель смотрится симпатично с трех шагов, а в эксплуатации выявляются глупейшие недочеты. Заказчик это начинает понимать только спустя несколько дней.

- Качество изделия оставляет желать лучшего, хоть и выполнено из современных материалов.
Все потому, что сборщики торопились во время сборки, так как работа сборщиков чаще всего «сдельная», зависит от выработки. Их мало волнует, что подумает заказчик, «о криво закрученных саморезах» и как потом отдуваться дизайнеру при сдаче мебели. Сборщиков это не касается!

- Непрофессиональное, а порой и хамское отношение к клиенту от лица установщиков и других членов коллектива.
Сами понимаете, низкий уровень образования, невысокая оплата труда и узкая специализация (только собрать и установить) дает возможность наплевать на все нормы морали.

- Задержки сроков установки мебели и другие неурядицы.
Это вообще бич большого производства. Там постоянно кто-то «под градусом» или просто банально не вышел на работу.

Результат — потраченные нервы, время и негативное отношение к фирме-изготовителю.

В добавок напомню. Ни для кого не секрет, что чем меньше человеку платят, тем больше его желание компенсировать эти «издержки» воровством фурнитуры, материалов и пр.

Вот и получается, что большое производство это большой головняк — начиная от организации, заканчивая коллективом.

А теперь поговорим о небольшой мастерской, которых я за свою дизайнерскую жизнь повидал очень много и которые работают долгие годы, до тех пор пока не вырастут в большую фирму и потом опять не развалятся на несколько мелких.

Маленькая мастерская — это чаще всего простой гараж.

Минимальный набор сотрудников любой мастерской — 3-4 человека. Один из них дизайнер (организатор), который сидит в небольшом отделе (в столе заказов), принимает телефонные звонки и посетителей. В его обязанностях выезд на место, замер, компьютерный дизайн, эскиз с размерами, материалами и фурнитурой, финансовые опирации, заключение договора.

Двое мастеров занимаются покупкой материалов, фурнитуры и комплектующих, сборкой и установкой изделий, и четвертый какой-нибудь студент на подхвате. Но в отличии от коллектива небольшого производства эти трое (основных) заинтересованы в своей работе и все технологические операции выполняют сообща, исключая брак в процессе изготовления, потому что свалить вину за брак будет не на кого, в отличие от большого производства. Воровать фурнитуру и обогащаться за спиной у коллег тоже нет смысла. Сразу вычислят и наваляют или выгонят.

Бонус от качественно выполненной работы — это минимум 5 заинтересованных в твоем труде людей из числа родственников, друзей, знакомых вашего клиента, которые видели результат и качество, а также выслушали лестные отзыва от хозяев новой мебели. А отзывы будут…

Новая мебель это всегда заразительно, так же как и новая машина или квартира! О ней рассказывают, показывают, хвалят обсуждают, интересуются где купили: сколько стоит, у кого заказать… Люди мебель обновляют примерно раз в 5-7-10 лет. Потом она морально устаревает. Прошу не путать таких людей с консерваторами, которые до сих пор живут с полированной мебелью 60-х годов. Такие люди на одних жигулях ездят всю жизнь и им больше ничего не нужно. Это не ваши клиенты.

Поскольку каждый из работников малого предприятия отвечает за все, с клиентами всегда вежливы и самое главное клиент получает мебель достойного качества за меньшие деньги.

Почему именно так? Имея опыт работы и желание получать новые заказы, мебельщики приносят в дом заказчика вместе с новой мебелью и хорошее настроение.

Мастера не будут торопиться и делать брак, выражать недовольство жадным Боссом или маленькой зарплатой, а в последствии не будут жаловаться заказчику на свою жизнь, выпрашивать дополнительные деньги за лишний закрученный шуруп, и вызывать другие негативные эмоции у заказчика.

Заказывая распил и оклейку кромки на фирмах, специализирующихся на этом мы получаем уровень деталей не хуже фабричных, ну а дальше дело техники, умелых рук и желания.

В среднем оборот небольшой мастерской может быть 300 тыс. руб. Ведь оборот фирмы в первую очередь зависит от дизайнера, который принимает заказ, а только потом от большого штата сотрудников.

Коэффициент накрутки для маленькой фирмы достаточно держать на уровне 2, что уже на 10% ниже, нежели в большой фирме с большими расходами.

Условная прибыль 150 т.р. Расходы на стол заказов, аренда маленькой производственной площади, услуги грузового такси, распиловка, оклейка и прочие расходы укладываются примерно 25 т.р. в месяц. В итоге имеем чистыми на троих 125 т.р.

Вот такая простая математика.

Если вы учредитель своей малой мастерской, то можете рассчитывать на ЗП выше, чем у ваших подчиненных. Помоему, не так уж и плохо. Во всяком случае довольны все — и мастера, и заказчики, и работы всегда хватает. И если даже вдруг количество заказов упадет до 150 т.р в месяц, ваша фирма останется на плаву и переживет эти времена, а вот если у большого производства упадет количество заказов в двое, то оно рухнет.

Напоследок приведу пример, с которым я столкнулся на прошлой неделе. Один из очередных случаев раздолбайства на большом производстве, который произошел неделю назад.

Босс уехал отдыхать, оставив за главного свою супругу, человека малопонимающего в этом, но с большими, «не в тему» амбициями.

Нужно было вывозить кухню с пластиковыми фасадами. Фасады мы заказываем на стороне и фирма поставщик, «Строма», предлагая средней ценовой категории изделия, особо о качестве не задумывается. Короче пара фасадов пришло с явными видимыми дефектами. На мое замечание о том, что их нужно заменить до того, как навесить и отвозить заказчику ответ «директрисы» был таков: «Если заказчик заметит брак, тогда поменяем».

Заказчик сюрприз не оценил и дефект заметил. В итоге сборщики катались на объект еще не один раз, расходуя деньги фирмы и доставляя неудобства заказчику своими визитами. А фасады пришлось заказать повторно за счет фирмы, потому что фасады с просверленными отверстиями под петли обратно не принимаются. Во время поспешных замеров «промахали» еще один фасад.

В итоге имеем недовольство заказчика, который хороших слов не скажет о нашей фирме и внутренние расходы, которых можно было избежать, если не торопиться.

Вопрос, куда спешили? И что успели?

Кстати, один мой знакомый, занимающийся изготовлением мебели самостоятельно в гараже, после нескольких «впариваний» ему бракованных фасадов от этой же фирмы, прекратил работать с этой фирмой. Очевидно он больше заинтересован в качестве изделий, чем наши директора.

P.S. Хочу весной подарить дочке детскую – закажу короба для мебели не у себя на фирме, а у знакомого. У него получится и дешевле и качественнее, чем на мой фирме, даже учитывая размер скидки для своих же работников.

Вот такой вот расклад получается, если все внимательно все посчитать и вдуматься в ситуацию.